Мифнар Даэгор (mifnar_daegor) wrote,
Мифнар Даэгор
mifnar_daegor

  • Mood:
  • Music:

Длинный, скучный и невероятно субъективный пост про личные предпочтения

Не помню, нападал ли я уже здесь на микротональную музыку, или нет.

Музыка — это такая вещь, которую я люблю воспринимать на эмоциональном уровне. Техника — это всегда хорошо, но сидеть и истекать слюнями от одного факта, что "ооо, он играет микротональную полиритмическую полифонию со скоростью 350бпм на 13-струнной гитаре свипами, и всё это при помощи ног!" определённо не буду, если сама музыка не вызывает эмоционального отклика.

В начале прошлого века некоторое количество композиторов академической направленности пришли к выводу, что тональности — устарели, мелодия является ужас-ужасом, ритм, форму и формат — на мусорку, и принялись творить по новому, сознательно отказываясь от наработок прошлого и развивая теории о том, как должна звучать истинно современная музыка. Всевозможную атональность и её ответвления пропустим (хоть в основном произведения, написанные по подобным правилам, звучат как саундтрек к фильмам ужасов. Не знаю как у кого, а у меня эти боящиеся хотя бы на секунду случайно попасть в какую-нибудь тональность или, не дай боже, прозвучать мелодично наборы звуков вызывают ощущения исключительно неприятные, за крайне редкими исключениями. Да и вообще, никто так сильно не похож друг на друга, как стремящиеся быть максимально ни на кого непохожими. Авангард такой авангард).

Перейдём сразу к микротонам. Они довольно успешно используются в народной восточной, арабской, африканской и т.д. музыке, но в европейской, где века с семнадцатого делят октаву исключительно на "жалкие" 12 полутонов, не встречается практически как класс до всё и во всех областях знаний изменившего века двадцатого.
По мне, так не встречалась бы и дальше, потому что звучит чудовищно.

Взять, для примера, одного из самых известных любителей юзать микротоны — композитора Ивана Вышнеградского. Сначала он писал может и не самую выдающуюся вполне традиционную музыку:



Но потом перешёл на музыку четвертитоновую (третий этюд чуток поприятней второго):


Если честно, когда слушаю всё это (не только Вышнеградского, но и множество других авангардных композиторов того времени, а так же изрядную долю джаза, РИО, нойза и прочего в том же духе), постоянно на автомате вспоминаю эссе "О волшебных сказках" Толкина, точнее — эту его часть:

"Мы не отчаиваемся и не должны отчаиваться, что рисовать бессмысленно, потому что все линии могут быть только кривыми или прямыми, или что бессмысленно писать новые картины, потому что существует всего лишь три "первичных" цвета. Мы, конечно, сейчас старше, поскольку в наслаждении и практике искусства сыны наследники многих поколений предков. В этом праве на наследование богатства может скрываться опасность скуки или излишнего желания быть оригинальным, и это может привести к потере вкуса к чудесным рисункам, утонченным формам и "красивым" оттенкам, или к примитивным манипуляциям сверхусложненного старого материала, умственным и бессердечным. Но верный путь избавления от такой скуки нельзя найти ни в добровольном примитивизме, неуклюжести или бесформенности, ни в очернении и беспредельном озлоблении, ни в смешивании всех цветов, от утонченных до самых грязных, ни в фантастическом усложнении форм от примитивной глупости до горячечного безумия. Пока мы не достигли такого состояния, нам необходимо выздоровление. Мы должны вновь смотреть на зеленое, и быть заново удивленными (но не ослепленными) синим, желтым и красным."

*здесь должны были идти всяческие выводы, обличения, призывы выходить на баррикады, но их не будет. Ничего не имею против того, что бы каждый слушал музыку, которая ему нравится. Только на самом деле нравится, а не из каких-нибудь принципов и убеждений*
Tags: music
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments