Мифнар Даэгор (mifnar_daegor) wrote,
Мифнар Даэгор
mifnar_daegor

  • Mood:

И снова про плёнку

Вот так вот незаметно наступил 17-й год, и думаю, что это самое время для революции написать, зачем именно сейчас, когда "бездушная" цифра окончательно и бесповоротно превзошла по своим возможностям любые виды пленки, внезапно бросать свои A7RII, R2D2 и прочих цифромонстров, снимающих на семизначных ИСО 60 стомегапиксельных кадров в секунду в абсолютной темноте, брать в руки полностью механическую камеру тридцатилетней давности и вкушать весь спектр неудобств и извращений, сопутствующих процессу съемки, последующей проявки и печати аналоговой фотографии, как то превращение ванной комнаты в химическую лабораторию и приобщение к прикладной алхимии, где смесь кофе и витамина С превращается в отличный проявитель. А уж что можно сделать с парацетамолом и едким натром... Ммм, вкуснятина.

Возвращение пленки — глобальный тренд, который начался буквально в последние годы. Если до этого периодически дохнущие кодаки и прочие фуджифильмы постепенно сокращали производство пленки и убивали свои эмульсии одну за другой, то сейчас наблюдается картина диаметрально противоположная. Вот буквально на днях, например, кодак объявил о возвращении эктахрома. А цены на старые фотоппараты, еще лет 5-10 назад никому не нужные и потихоньку ржавеющие на антресолях, на ибэях нынче растут, как дрожжах.

Что же притягивает народ к, казалось бы, устаревшим морально и физически технологиям?

Тут целый ряд причин, начиная от фан-фактора (и это реально весело), модой на всё ретро, усталостью от бесконечной и всё ускоряющейся гонки вооружений, в результате которой твоя ещё вчера вся из себя совершенная зеркалка сегодня уступает по качеству картинки мобильному-факин-телефону, стремлению обладать хоть чем-то осязаемым и физическим в нашем стремительно виртуализирующемся мире и т.д. (см. Винил).

А какие реальные преимущества дает пленка перед цифрой?

Никаких. В любых областях фотографии, кроме чисто любительской (где всё for fun) с одной стороны и современной арт-фотографии с другой..

И здесь мы внезапно получаем целую кучу плюшек совершенно бесплатно.

1) Постоянство результата в плане картинки, цвета и т.д. Особенно важна для длинных, многолетних проектов. Выбираем себе любимую эмульсию и автоматически получаем авторский стиль однородность и повторяемость получаемого результата без долгой и унылой постобработки. Учитывая, что сейчас всё держится на сериях, однородность это очень важно (и иногда единственное, что делает из серии именно серию).

2) Физическая уникальность оригинала. Когда/если станете востребованным на арт-рынке современным художником, это будет играть огромнейшее значение на цене вашего произведения. Огромнейшее. Вам это будет уже без разницы, потому что скорее всего вы будете к тому времени мертвы, но правообладатели вашего творческого наследия оценят.

3) Медиум как часть произведения. Кураторы любят это.

4) Трендовость. Да-да, в арт-кругах тоже люди крутятся, со всеми сопутствующими гомосапиенсам недостатками (и с увеличенным количеством тараканов).

5) На начальных этапах — этакое доказательство серьезности намерений. Аналоговая фотография, особенно на полном мануале, требует-таки чуть большего количества знаний и умений, и случайные люди в эти дебри обычно не ныряют.

Ну, и кроме всего прочего, безотносительно арта:

6) Средний формат. Дигитальный СФ стоит как паровоз. Или как два паровоза, если считать вместе с объективами. И только сейчас по габаритам сенсора приблизился к нижней границе пленочного СФ. И через пару лет морально устареет и потеряет в цене половину своей изначальной исполинской стоимости.
Пленочный СФ сейчас доступен абсолютно любому.
Про большой формат, к сожалению, такого сказать нельзя, удовольствие весьма дорогое, но у него дигитальных альтернатив пока что и нет вообще.

7) Ориентация на вдумчивость процесса. Цифра развращает. Современная цифра развращает абсолютно. Когда берешь в руки камеру, которая делает всё автоматически, с автофокусным объективом и многогигабайтной карточкой, с немерянным динамическим диапазоном и прочими достижениями человеческого гения, то хочется просто зажать кнопку спуска и делать, делать те самые 60 кадров в секунду, секунда за секундой, пока не кончатся сотни гигабайт на карточке. Удачи потом это всё разобрать и обработать.
Верю, что есть люди с врождённой самодисциплиной от природы, но в большинстве случаев это дело опыта. Плёнка (особенно в сочетании с полностью мануальной механической камерой) хочешь не хочешь, но учит концентрироваться на каждом кадре и тренирует.
Плёнка - профессиональный снайпер, цифра - spray and pray.
Ну, если речь не о ломографии, конечно же.

Как-то так.
Tags: film film film
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments