Мифнар Даэгор (mifnar_daegor) wrote,
Мифнар Даэгор
mifnar_daegor

  • Mood:

И снова про плёнку

Вот так вот незаметно наступил 17-й год, и думаю, что это самое время для революции написать, зачем именно сейчас, когда "бездушная" цифра окончательно и бесповоротно превзошла по своим возможностям любые виды пленки, внезапно бросать свои A7RII, R2D2 и прочих цифромонстров, снимающих на семизначных ИСО 60 стомегапиксельных кадров в секунду в абсолютной темноте, брать в руки полностью механическую камеру тридцатилетней давности и вкушать весь спектр неудобств и извращений, сопутствующих процессу съемки, последующей проявки и печати аналоговой фотографии, как то превращение ванной комнаты в химическую лабораторию и приобщение к прикладной алхимии, где смесь кофе и витамина С превращается в отличный проявитель. А уж что можно сделать с парацетамолом и едким натром... Ммм, вкуснятина.

Возвращение пленки — глобальный тренд, который начался буквально в последние годы. Если до этого периодически дохнущие кодаки и прочие фуджифильмы постепенно сокращали производство пленки и убивали свои эмульсии одну за другой, то сейчас наблюдается картина диаметрально противоположная. Вот буквально на днях, например, кодак объявил о возвращении эктахрома. А цены на старые фотоппараты, еще лет 5-10 назад никому не нужные и потихоньку ржавеющие на антресолях, на ибэях нынче растут, как дрожжах.

Что же притягивает народ к, казалось бы, устаревшим морально и физически технологиям?

Тут целый ряд причин, начиная от фан-фактора (и это реально весело), модой на всё ретро, усталостью от бесконечной и всё ускоряющейся гонки вооружений, в результате которой твоя ещё вчера вся из себя совершенная зеркалка сегодня уступает по качеству картинки мобильному-факин-телефону, стремлению обладать хоть чем-то осязаемым и физическим в нашем стремительно виртуализирующемся мире и т.д. (см. Винил).

А какие реальные преимущества дает пленка перед цифрой?

Никаких. В любых областях фотографии, кроме чисто любительской (где всё for fun) с одной стороны и современной арт-фотографии с другой..

И здесь мы внезапно получаем целую кучу плюшек совершенно бесплатно.

1) Постоянство результата в плане картинки, цвета и т.д. Особенно важна для длинных, многолетних проектов. Выбираем себе любимую эмульсию и автоматически получаем авторский стиль однородность и повторяемость получаемого результата без долгой и унылой постобработки. Учитывая, что сейчас всё держится на сериях, однородность это очень важно (и иногда единственное, что делает из серии именно серию).

2) Физическая уникальность оригинала. Когда/если станете востребованным на арт-рынке современным художником, это будет играть огромнейшее значение на цене вашего произведения. Огромнейшее. Вам это будет уже без разницы, потому что скорее всего вы будете к тому времени мертвы, но правообладатели вашего творческого наследия оценят.

3) Медиум как часть произведения. Кураторы любят это.

4) Трендовость. Да-да, в арт-кругах тоже люди крутятся, со всеми сопутствующими гомосапиенсам недостатками (и с увеличенным количеством тараканов).

5) На начальных этапах — этакое доказательство серьезности намерений. Аналоговая фотография, особенно на полном мануале, требует-таки чуть большего количества знаний и умений, и случайные люди в эти дебри обычно не ныряют.

Ну, и кроме всего прочего, безотносительно арта:

6) Средний формат. Дигитальный СФ стоит как паровоз. Или как два паровоза, если считать вместе с объективами. И только сейчас по габаритам сенсора приблизился к нижней границе пленочного СФ. И через пару лет морально устареет и потеряет в цене половину своей изначальной исполинской стоимости.
Пленочный СФ сейчас доступен абсолютно любому.
Про большой формат, к сожалению, такого сказать нельзя, удовольствие весьма дорогое, но у него дигитальных альтернатив пока что и нет вообще.

7) Ориентация на вдумчивость процесса. Цифра развращает. Современная цифра развращает абсолютно. Когда берешь в руки камеру, которая делает всё автоматически, с автофокусным объективом и многогигабайтной карточкой, с немерянным динамическим диапазоном и прочими достижениями человеческого гения, то хочется просто зажать кнопку спуска и делать, делать те самые 60 кадров в секунду, секунда за секундой, пока не кончатся сотни гигабайт на карточке. Удачи потом это всё разобрать и обработать.
Верю, что есть люди с врождённой самодисциплиной от природы, но в большинстве случаев это дело опыта. Плёнка (особенно в сочетании с полностью мануальной механической камерой) хочешь не хочешь, но учит концентрироваться на каждом кадре и тренирует.
Плёнка - профессиональный снайпер, цифра - spray and pray.
Ну, если речь не о ломографии, конечно же.

Как-то так.
Tags: film film film
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments